: ГОРОДСКОЙ ВЕСТНИК - Музей Пирогово
MENU

Музей «Пирогово»


 это архитектурно-ландшафтный комплекс под открытым небом. На площади более 150 гектар представлены все историко-этнографические районы Украины. Свыше 300 памятников народной архитектуры XVI-XX веков было завезено сюда из разных регионов Украины: среднего Приднепровья, Полтавщины, Слобожанщины, Полесья, Подолья, Карпат и юга Украины.

Кроме того «Пирогово» прекрасное место для проведения выходного дня. После прогулки по музею можно поваляться на травке, прокатиться на лошади, отобедать в ресторанчике украинским борщом, салом или шашлыком, и, напомним, все это под открытым небом, а еще на «фоне» живой украинской музыки
Музей был основан на окраине Киева в 1976 году. Его территория разбита на сектора по временным и территориальным принципам. Экспонаты, представленные в «Пирогово», знакомят посетителей с архитектурой украинских сёл, крестьянским бытом и народным творчеством украинцев. Вы буквально перемещаетесь назад в прошлое: старинные украинские мазаные хаты, церкви 16-17 столетий, ветряные мельницы — все это было собрано в различных регионах Украины, доставлено в музей и отреставрировано. В каждом домике устроен мини-музей, где показаны быт украинцев прошлых столетий — мебель, посуда, одежда, музыкальные инструменты, рабочая утварь.Усадьбы с самобытными сельскими домами и хозяйственными зданиями сформированы, по словам этнографов, с документальной достоверностью и сгруппированы согласно особенностям планирования поселений того или иного историко-этнографического и географического региона. Вторую жизнь получили перевезенные сюда деревянные церкви — уникальное явление мировой архитектуры. Идейным и композиционным центром «Пирогово» является экспозиция ветряных мельниц, которая расположена на высочайшем холме. Дом, дом ... У всех народов традиционное жилище символизировало личный Вселенная семьи и был одновременно отражением космоса. Иногда кажется, что в таких старинных домах сохраняется символический ключ от тайны и сути нашего бытия. В доме человек рождался, оттуда она шла «в мир» искать себе, туда она возвращалась, чтобы продолжить род, и наконец, в доме человек отходила в другой мир, присоединяясь к поколений предков в ре-Рая. А дом оставался ... Ее не приглашали Ирия, но она хранила память о поколении, которые жили в ней. Берегла свои истории, которые и образуют Историю ...

Музей народной архитектуры и быта в Пирогово - уникальное место в Киеве. Здесь можно в течение одного дня побывать на Полтавщине и Приднепровье, на Полесье, Подолье и в Карпатах, можно потрогать руками - в буквальном смысле слова - и сердцем к тому сакрального пространства, который творился на протяжении веков поколениями предков, который творит и питает душу человека.

Музей основан в 1969 году, а в 1976 году он открыл ворота для посетителей. Во многих странах есть подобные музеи, показывают туристам традиционный быт и этнические особенности жилища, но киевский музей под открытым небом - уникальный, в первую очередь потому, что все усадьбы, представленные в экспозиции, - трудно назвать их экспонатами! - Это не реконструкции, а настоящие артефакты, дома свезены сюда из разных уголков Украины, чтобы представить все богатство и разнообразие традиционной украинской архитектуры. На каждом доме есть табличка с объяснением, из какого именно села привезена дом, а внутри воспроизведены интерьеры, отражающие быт украинский XVI-ХХ веков.

Осмотр музея начинается на холме, с двух ветряков, который, как часовые, охраняют это средоточие духовного пространства украинского этноса. Отсюда открывается прекрасный вид на долину, в которой уютно расположилась первая экспозиция - традиционное село Среднего Приднепровья.

Меня сопровождает госпожа Романа Кобальчинский, заслуженный работник культуры Украины, старший научный сотрудник отдела Карпат, которая работает в музее почти со дня его открытия, и прогулка с ней становится незабываемым впечатлением, драгоценной «путешествием сердца», потому что госпожа Романа приложила руку к созданию экспозиции «Карпаты», одной из крупнейших в Музее, и каждый дом пропустила через свою душу.

- Когда я веду экскурсию, всегда стараюсь, чтобы посетители с моего голоса увидели ту красоту украинского села, которая заложена в сути музея, - начинает рассказ госпожа Романа. - Смотри каждый, но не каждый видит ее, и обязанность этнографа - донести эту народную традиционную культуру и ее величие к людям.

Мы заходим в первый дом из с. Яснозорье, и сразу бросается в глаза заведенный порядок: хозяйственный двор непременно был отгорожен от так называемого «чистого двора»; в чистом дворе - дом, зильник с цветами, позади дома сад, а в хозяйственном дворе - рига, саж, сарай, хлев. Такая планировка поддерживало чистоту и опрятность, и даже куры не имели права заходить в чистый двор («у нее во дворе куры гребуться» - говорили в народе о нерадивую хозяйку).

Заходим в дом. Госпожа Романа поднимает глаза к углу, откуда смотрят потемневшие от времени лики святых, и говорит:

- Издавна на Украине был такой обычай: каждый, кто заходил в дом, должен взглянуть на угол, на иконы, поздороваться с ними, тем самым отдавая дань сакральном пространства дома и показывая, что в душе нет злых намерений. В старые времена полагалось еще и креститься. Угол была святым местом в жилище, и каждая хозяйка старалась убрать его лучше. Например, в каждом регионе Украины были полотенца, которые ткали и вышивали специально для того, чтобы украшать угол и стены. Полотенца-оскорбители на Буковине, колья - очень длинные и роскошные, украшенные изысканной вышивкой, - на Полтавщине, тканые образники - на Полесье ...

Мы заходим в дом, привезенную из села Крещатик (конец XVII века), - она ??большая, красивая, рубленная из сосновых плах, тщательно выбеленными стенами, красивыми козырьками на боковые стены, а в интерьере - белые звиризувани полотенца ... Настоящий символ украинской традиционной избы, в которой рождались и жили наши предки, символический оберег нашего генетического кода.

В экспозиции Приднепровья собрано усадьбы с Киевщины, Черкасской (в том числе и дом, который принадлежал семье Шевченко), Переяславщины. Также здесь можно увидеть общественный центр села - управу и церковно-приходскую школу и две церкви - святого архистратига Михаила (церкви сейчас действующие) и святой Параскевы.

О церкви святой Параскевы из с. Зарубинцы Черкасской области следует сказать отдельно. Это памятник деревянной сакральной архитектуры, с резными косяками и окнами, с прекрасным деревянным иконостасом. Церковь очень высокая - 20 метров - и намоленная тысячами верующих, ибо построено в 1742 году. А в притворе - так назывался боковой притвор, где молились женщины, - находится икона Божьей Матери, выполненная в традиционном стиле украинский домашней иконы.Госпожа Романа рассказывает, что эта икона в музее считается чудотворной: многие люди молились к ней, и их просьбы исполнялись. В Богородицы на иконе тонко и искусно выписанная ласковая и немного печальная улыбка, ласковые глаза, и в напивпитьми бабинця кажется, что образ сияет золотистым сиянием.Мы выходим на широкую «степную» дорогу, с пригорке радостно размахивают крыльями ветряки, которые являются непременными атрибутами украинского села, мельник всегда считался чуть волшебником, ведь он превращал зерно на душистое муку, которое давало людям надежду пережить зиму.

Тропинка приводит нас в экспозицию Полтавщины и Слобожанщины. Когда-то давно эти земли входили в состав Киевской Руси, а с появлением Запорожской Сечи здесь стали образовываться «слободы», которые и дали название края.

В этом отделе работает удивительная женщина, этнограф от Бога - Светлана Щербань. Сама родом с Полтавщины, много лет исследует землю и очень трепетно относится к созданию интерьеров: ее интерьеры величественные, настоящие, изящные и совершенные. Еще она прекрасно поет ... а когда ведет экскурсию, то никогда не повторяется! Я каждый раз узнаю что-то новое. Действительно, традиционная архитектура этого края суровая, дома из рубленого дерева, интерьеры гораздо аскетическими, чем, скажем, на Полтавщине, но эта суровая красота незаметно проникает в самое сердце, чтобы остаться там навсегда.

Центром экспозиции Полесья является деревянная Воскресенская церковь из с. Кисоричи Ровенской области, окруженная бортями - цильнодовбанимы деревянными ульями для пчел (этот промысел - один из древнейших в полесских краях). Бросается в глаза равнораменным четырехконечный крест на центральной бане, с полумесяцем, Хмелик-«змеями» и малыми хретамы на концах - древний сакральный солярный знак-оберег. Также бросается в глаза усадьба из села Бехи Житомирской области, которая напоминает нам о этнические традиции, берущие свое начало от древлянских племен, некогда населявших Коростенская леса.

В каждом доме можно увидеть этническое одежды из разных регионов Украины. Например, особенностью Полесья является ткачество - здесь издавна сажали лен, конопля, тканые изделия здесь очень интересные: и рядная-вретища, и покрывала, и чрезвычайно красивые полотенца-образники по 5-7 метров длиной! Еще один уникальный промысел Полесского края - изготовление дымке, из которого делали наметки, головной убор, которым замужние женщины завывали голову. Даже сегодня, когда в кино хотят подчеркнуть особенность национального костюма украинской женщины, ее завивают роскошным прозрачным дымкой. Особенно выразительного вида такой головной убор предоставляет женщинам постарше - лицо, испещренное тем, в обрамлении хрупкого дымке становится аскетично-торжественным, вдохновенным и очень величественным.Еще я никогда не забуду девочку, которая, зайдя в дом из с. Кадиевка, сказала: «В ваших домиках так хорошо пахнет яблоками, - а это было осенью, - как у моей бабушки в деревне. Так пахнет только в доме, в квартире такого сладкого запаха нельзя ощутить ». И этот ребенок гладила ручкой стену дома, с такой благодарностью и любовью ... Именно ради таких моментов этнограф и живет ... Это святые мгновения.

В доме из с. Пужайково стоит ткацкий станок, и посетители имеют возможность увидеть собственными глазами, как создавались удивительные тканые рушники и вретища, которые украшают стены и столы в домах. Автор созданной экспозиции - старший научный сотрудник Музея Н. Зозуля.

Также в экспозиции Подолье можно увидеть прекрасную церковь XIX века из с. Зеленое Тепнопильськои области с колокольней - яркий образец сакральной деревянной архитектуры края. В церкви сохранился старинный пятиярусный алтарь.

Последний регион, к которому мы приближаемся, - Карпаты, раскинувшийся на трех холмах, поросших буками и пихтами. Экспозиция объединяет архитектуру Ивано-Франковской, Львовской, Закарпатской и Черновицкой областей. Карпаты - это уникальный живописный край, где до сих пор сохранились древние обряды и магические традиции, где и сейчас можно почувствовать, как бьется живое сердце этнической культуры. И для госпожи Романы Кобальчинский, моей проводницы по Пирогово, это особая часть музея, поскольку именно Карпатском крае она отдала много лет своей работы и жизни.

Открывается экспозиция архитектурой Буковины. Хата из с. Большой Кучуров - типичный образец. Здесь очень интересная конструкция домов с кронштейнами, дома подведены синей глиной, а еще особенностью края являются развито ткачество. Интерьер поражает богатством тканых верет - «оббиванцив» и лавочников.

- Обратите внимание, - говорит госпожа Романа, заводя меня в дом из Большого Кучурова, - тут у нас прекрасная выставка тканей Буковины. Я всегда обращаю внимание экскурсантов на буковинские «бурунчукови» полотенца, тоненькие, почти невесомые. Бурунчукови полотенца обязательно ткали на выдающиеся события в человеческой жизни - на крестины или на свадьбу, для ребенка полотенце ткався «в барвинчик», т.е. с барвинковым орнаментом, чтобы жизнь была долгой и распавшиеся равно, как барвинок, а до свадьбы ткали мальвы, двое голубей и дерево жизни, на похороны такой полотенце ткався «в крест». В интерьере домов всегда были оконщики - оконные полотенца, на стол - сот. Этажа белой скатерти в праздничные дни преподавали полотенце, уже в середине XIX века начали в ткачество вводить даже золотую нить.

Поражает также бойковская еловая изба из села Синевирская Поляна Закарпатской области - большая и какая чрезвычайно мощная; косяки сделаны аркой, украшенные изящным резьбой с солярными знаками и крестами ... и создается впечатление, что идешь в церковь! Жилье волынян Закарпатья представлены уникальной усадьбой XVIII в. из с. Теребля Тячевского района.

Гуцульщина представлена ??в экспозиции и временным жильем - Полонинской стаей, и лисорубськимы хижинами, и традиционными домами гуцулов. Есть и уникальный экспонат - гражда на два двора. Принадлежала она старости поселка Жабье (ныне Верховина), который симпатизировал опришкам и даже прятал их у себя в доме. А еще он любил в народных музыкальных инструментах, собирал их и часто на большие праздники приглашал к себе в гости известных народных музыкантов.

- Сейчас я заканчиваю делать интерьер гуцульского дома из села Шепот. Это традиционная изба на две половины, украшенная резьбой на балке и косяках. Хозяин этого дома был охотником, и мы подчеркиваем это в интерьере: на полу в комнате лежит шкура вепря, а на стене - шкура барсука, на ней развешано оружие - топорики-бартки, келеф, тобивка, в которой охотник держит утварь для ружья . Ранее, у хозяина, висели и пистолеты.

Создавая интерьеры, работники музея стараются подчеркнуть и особенности народных промыслов и искусств, которыми славится тот или другой край. Например, в этой гуцульской хате можно увидеть сырный промысел - искусство изготовления фигурок из вареного сыра, которое можно встретить только на Гуцульщине.

Кстати, если во время прогулки по территории музея вы устали и проголодались, можно посетить настоящий украинский шинок, или «Кулишна», где вам подадут блюда традиционной украинской кухни.

Каждое обрядовое праздник - Троица, Ивана Купала, Покров, Рождество, Масленица, Пасха - пышно и традиционно празднуется в Пирогово с участием ведущих украинских коллективов народного творчества и народных мастеров. В эти дни здесь можно увидеть собственными глазами, как праздновали наши предки праздники и Святки, а можно и самому стать частью действа: стать в хоровод на Ивана Купала, попеть народных песен а поколядовать на Рождество. В дни ярмарок и праздников можно приобрести изделия народных умельцев - от куклы-мотанки и рисованных кувшинов до вышитых рубашек и гуцульских лаптей; можно и самому приобщиться к традиционным промыслов, - в праздничные дни в Пирогово лучшие народные мастера проводят мастер-классы.

Наша прогулка заканчивается там, где и начинался, - на крутом холме. Направо ведет тропинка к еще одной узея - украинского села середины ХХ века. А что жэкспозиции м, это тоже уже история!

Ветряки приветливо потрескивает своими крыльями, и в душе рождается особое состояние. Посетите и вы этот заповедный уголок на окраине Киева - у вас откроется духовное око, которым вы сможете увидеть сущность украинского народа, который веками создавал культуру, традицию, песню, искусство. И вы почувствуете сакральное пространство, питающего каждого из нас, вы услышите песню родного края. И она уже никогда не перестанет звучать в вашей душе.